Противодействие нелегальной занятости



























   
Нелегальная  занятость.
С 2024 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», в числе которых статья 66 «Организационные основы противодействия нелегальной занятости в Российской Федерации», а также статья 67 «Межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости», на основании которой межведомственная комиссия субъектов Российской Федерации вправе запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов информацию, перечень и порядок представления которой определяются Правительством Российской Федерации, включая персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну. 
Нелегальная  занятость - это:
- работа без официального оформления;
- получение неофициальной зарплаты;
- зарплата в конвертах;
- подмена трудовых отношений договорами ГПХ;
- применение черных и серых схем занятости.
В связи с этим у физических лиц возникают следующие риски:
- неоплаченные больничные и отпуска;
- отсутствие доплаты за работу в ночное время, за сверхурочную работу, труд в праздничные дни;
- несоответствие условий труда и продолжительности рабочего дня нормам трудового законодательства;
- отсутствие расчета при увольнении;
- отсутствие гарантии сохранения рабочего места на случай болезни, декретного отпуска, отпуска по уходу за ребенком;
- отказ в получении банковского кредита или визы;
- получение отказа в расследовании несчастного случая на производстве;
- риск увольнения в любой момент по инициативе работодателя без выплаты зарплаты;
- отсутствие права на страховую пенсию при достижении пенсионного возраста;
- угроза привлечения к ответственности за незадекларированные доходы.
В случае выявления факта неофициального трудоустройства работодатель несет административную ответственность.
Признаки, указывающие на наличие трудовых отношений при работе с самозанятыми:
 
 -самозанятый выполняет не конкретную работу, а регулярную трудовую функцию в рамках повседневной деятельности организации;
- самозанятый получает систематическую оплату , а не единовременное вознаграждение за результат;
- самозанятый подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка;
- самозанятый получает от организации материалы и оборудование для работы ;
- организация - единственный или основной доход самозанятого;
-  с самозанятым повторно заключаются договоры на одни и те же услуги;
-  самозанятый ранее работал по трудовому договору в компании (прошло менее 2 лет);
-  самозанятый включен во внутренние документы организации;
-  самозанятый представляется работником компании.
  Если будет доказано, что самозанятый фактически является работником, то работодателю придется заключить трудовой договор с работником, пересмотреть налоговые обязательства и доплатить налоги и страховые платежи.

Нелегальная занятость — это занятость в нелегальной экономике, когда факт установления трудовых отношений между работнико
м и работодателем скрывается от официальных властей. Обычно эти отношения скрываются по инициативе работодателя или работника для того, чтобы не платить налоги или обойти тот или иной закон. В этом случае оплата за труд, как правило, производится наличными, зачастую работодателя не интересует прошлое работника и его документы.
  В России рабо
тодатель обязан уплачивать государству за официально нанятого работника — страховые взносы в Социальный Фонд России, а также подоходный налог с зарплаты работника.
 Некоторые причины, которые могут склонить работодателя и работника к такому виду занятости: более дешевая рабочая сила; нежелание оплачивать государству налоги и страховые взносы; безработица в сельской местности и небольших населенных пунктах из-за закрытия предприятий; желание не терять пособие по безработице; статус нелегального мигранта и т.д.
 Наиболее распространенные типы нелегальной занятости: оказание услуг (наемная работа по дому, присмотр за детьми, ремонт, общественное питание, доставка; сдача жилья и прочей недвижимости в аренду, транспортные услуги  и т.д.); мелкая уличная торговля (с лотков, продажа урожая с личного подсобного хозяйства); временные или сезонные наемные работы (подсобный рабочий, строители, сборщики овощей и фруктов).
  Последствия нелегальной занятости:
- снижение поступления налогов в государственный и региональный бюджеты;
- «теневые работники» не получает того, что положено официально трудоустроенным работникам (гарантированная минимальная зарплата, медицинское, социальное и пенсионное обеспечение, оплачиваемый отпуск);
- материальная и эмоциональная нестабильность, неуверенность в будущем.
 Работа без официального оформления трудовых отношений ведётся часто по инициативе работодателя, который получает основную выгоду (не требуется платить подоходный налог с зарплаты работника, обязательных страховых отчислений за работника государству).
 Чтобы уйти от уплаты налогов, работодатель в трудовом договоре нередко указывает зарплату работника не больше официального минимального размера оплаты труда в России, с которого платит государству минимальные налоги, а всю остальную зарплату выплачивает наличными («в конверте»). Необоснованное уклонение работодателя от заключения трудового договора с работником является нарушением Трудового кодекса Российской Федерации, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность работодателя. В законодательстве Российской Федерации также предусмотрена административная и уголовная ответственность работодателя за неуплату подоходного налога, административная ответственность работодателя за неуплату обязательных страховых отчислений в Социальный Фонд России за работника.
 Призываем всех работодателей Добринского муниципального района соблюдать действующее законодательство в сфере труда при трудоустройстве наемных работников и обеспечивать своевременную уплату налогов и страховых взносов.
 
Гострудинспекция в Липецкой области разъяснила порядок оплаты сверхурочной работы в связи с изменениями в трудовом законодательстве.

С 1 сентября 2024 года внесены изменения в статью 152 ТК РФ, в соответствии с которыми при оплате сверхурочной работы учитывается весь заработок, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты, а не только тарифная часть.
Сверхурочную работу оплачивают следующим образом: за первые 2 часа переработки платят в полуторном, за следующие часы – в двойном размере.
Ранее работодатели, чтобы снизить расходы, прибегали к уловке и рассчитывали оплату на основе тарифа или оклада. Однако после того, как с 1 сентября 2024 года вступили в силу поправки, необходимо будет учитывать весь доход, включая премии и надбавки.

Вопрос оформления трудовых отношений.
Сейчас государство уделяет большое внимание вопросам правильности оформления трудовых отношений. С 1 января 2025 года вступил в силу Федеральный закон от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». В статье 66 дано понятие нелегальной занятости- это осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений. В целях обеспечения деятельности в субъектах РФ создаются межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости (статья 67).
   Таким образом, работодателям необходимо все взвесить, подумать и привести трудовые отношения со своими работниками в соответствие с Трудовым кодексом, а также пересчитать выплаты за последний отчетный период, подать уточненные расчеты и произвести необходимые платежи в бюджет и фонды. Тем самым работодатель обезопасит себя от совершенно ненужных ему расходов на штрафы, пени, а главное, сбережет свое время и сохранит репутацию надежной законопослушной организации!

- закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации"
- постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2024 г. № 571 «Об утверждении Положения о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости» 
- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2024 г. № 40н «Об утверждении перечня сведений и информации, в том числе составляющих налоговую тайну, передаваемых налоговыми органами Российской Федерации в межведомственные комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости, а также в территориальные органы федеральной службы по труду и занятости в порядке межведомственного взаимодействия» 
-
распоряжение Правительства Липецкой области от 18 июля 2024 года № 439-р «О межведомственной комиссии по противодействию нелегальной занятости в Липецкой области»
- распоряжение Правительства Липецкой области от 14 сентября 2022 года № 320-р «Об организации и содержании мониторинга выплаты заработной платы работникам организаций и учреждений всех форм собственности, расположенных на территории Липецкой области» 
-
распоряжение администрации Добринского муниципального района от 14.08.2024г.  № 977 «О рабочей группе межведомственной комиссии по противодействию нелегальной занятости в Добринском муниципальном районе Липецкой области»
- план мероприятий по противодействию нелегальной занятости, формированию просроченной задолженности по заработной плате в Липецкой области 
-
пороговые значения заработной платы в регионе по видам экономической деятельности 
-
памятки для работников 
- телефоны горячей линии:
рабочей группы межведомственной комиссии по противодействию нелегальной занятости в Добринском муниципальном районе - +7(47462)2-15-46
межведомственной комиссии по противодействию нелегальной занятости в Липецкой области + 7 (4742) 25-24-21,
Государственной инспекции труда в Липецкой области + 7 (4742) 36-02-03.
Включить версию для bbbbbbbbbbслабовидящих