СЧАСТЬЕ НАЙДЕННОГО ПРИЗВАНИЯ

07 ОКТЯБРЯ 2013

СЧАСТЬЕ НАЙДЕННОГО ПРИЗВАНИЯ

Есть люди, которые, как магнит, притягивают к себе разные вещи, а есть такие, которые  притягивают к себе людей, излучая и щедро даря тепло своей души. Именно к таким относится Нина Тихоновна Тишанинова.

Нина Тихоновна (в девичестве Селютина) родилась 7 октября 1943 года в селе Кужное Мордовского района Тамбовской области. Окончив семь классов в родном селе, продолжила обучение в Талицкой средней школе Добринского района Липецкой области. В 1960 году поступила в Липецкий педагогический институт на физико-математический факультет. После окончания института около двадцати лет работала учителем физики и математики, завучем средней школы. В 1981 году Нина Тихоновна возглавила Добринский РОНО и в этом качестве проработала до 2008 года. Все эти годы по совместительству вела несколько часов физики в средней школе № 1, а в 2009 году ушла на заслуженный отдых. Позади у Нины Тихоновны ровно 45 лет педагогического стажа. За доблестный труд, успехи в обучении и воспитании учащихся она награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, медалью имени Макаренко. Заслуженный учитель Российской Федерации, почетный гражданин Добринского района. Ее имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».

Нину Тихоновну Тишанинову я знаю более тридцати лет. Работал при ней учителем, директором школы, общался по работе, да и в неформальной обстановке – как коллега и товарищ.

Уже у калитки меня встретила не чиновница от педагогики, а замечательная женщина с доброй улыбкой и открытым лицом. Уже с крыльца моему взору предстал по-хозяйски ухоженный овощной участок. Здесь было всего понемногу, что необходимо к столу.

- Это наше с Евгением Петровичем творение, - не без гордости сказала Нина Тихоновна. – Где бы мы ни жили, у нас всегда был свой небольшой участок. Здесь мы заряжаемся целебной энергией земли и всем тем, что она нам дарит.

После этих слов я понял, что говорить придется не только о педагогике, а о жизни вообще. Поразило меня и огромное количество книг: начиная с прихожей, где на полках разместились более сотни о шахматах (хобби Евгения Петровича), в гостиной, кабинете и, как сказала хозяйка дома, несколько ящиков хранилось в подсобке. При внимательном рассмотрении библиотеки Тишаниновых окончательно меня сразило наличие полной (!) серии издания «Жизнь замечательных людей».

- Именно книги, на мой взгляд, и являются главным богатством, а иное нас как-то не интересует, - с обезоруживающей улыбкой пояснила Нина Тихоновна.

Расположились мы в небольшом уютном кабинете, где, кроме стола с компьютером и, конечно, шкафами с книгами, да фикуса с драценой, не было ничего лишнего. Конечно же, первый вопрос был о детстве, о самых ярких и запоминающихся его эпизодах.

- Детей в семье было четверо. Я была поздним ребенком. Мой брат, Александр, старше меня на 14 лет. Эта разница в возрасте дала мне возможность быть его ученицей. До сих пор помню уроки математики в 4 классе. Для задач на движение он изготавливал наглядные пособия с подвижными элементами. Запомнились уроки чтения, со стихами, прозой. Читал он всегда много, причем наизусть. Любовь к Пушкину, Лермонтову, Некрасову – это от него. А азам чтения, письма до семи лет меня учил папа. Мама работала председателем колхоза с 1934 по 1950 год и практически не бывала дома. Так что ей некогда было со мной заниматься. Я помню только ее сказки на ночь. Она их много знала, а еще больше выдумывала…

- Что, на Ваш взгляд, характеризовало атмосферу школьной жизни, отношения между учителем и учениками? Перед кем из учителей, как сказал классик, Вы могли бы «смиренно преклонить колени»?

- В Кужновской, а затем и в Талицкой средней школе отношения между учителями и учениками были очень теплые, я бы сказала – семейные. Учителя могли после уроков объяснить что-то непонятное, а некоторые безвозмездно проводили так называемые нулевые уроки, если тема оказывалась очень трудной. Мы уважали учителей! С детства я мечтала стать врачом, но уже в девятом классе твердо решила – буду учителем. И это перевоплощение мечты смогла осуществить учитель математики Журкина Екатерина Афанасьевна. Талантливый педагог, как говорят, учитель от Бога, зажгла во мне любовь к предмету.

После окончания средней школы Нина Селютина поступает в Липецкий педагогический институт на физико-математический факультет. В это время  в институте проводился эксперимент по изучению физики. Одну группу сформировали из тех, кто будет изучать чисто математику, а другая – чисто физику.

- С математикой я на «ты» со школы, поэтому решила записаться в группу физиков. Причем обучение сокращалось на один год, и после четвертого курса мы получили диплом учителя физики.

Наряду с учебой, а на курсе она была лучшей по успеваемости, Нина занималась спортом. Метание копья, диска, толкание ядра, игра в волейбол, баскетбол – вот далеко не полный перечень видов, где студентка Селютина добилась заметных результатов.

- Еще на первом курсе я записалась в легкоатлетическую секцию. С детства любила лыжи, плавание, волейбол, да и в школу приходилось каждый день ходить по несколько километров. Кроме этого был и чисто практический интерес. Членам секций выдавались спортивные костюмы: легкий – летний и теплый. Купить-то мне их было не на что. Папа получал мизерную пенсию по инвалидности, а мама в колхозе вообще не получала денег. На трудодни выдавали лишь зерно. Жили в основном за счет подсобного хозяйства. Хорошо выручала пасека. Отец содержал всегда 18 – 20 пчелосемей. Я старалась жить на стипендию. В то время она составляла 32 рубля. Укладывалась. Да еще откладывала немного на какую-либо покупку. Во время учебы окончила курсы мотоциклистов, водителей автомобиля и, соответственно, получила удостоверения на их вождение. Словом, училась всему, чему было возможно.

- Как Вы познакомились с будущим мужем?

- Евгений Петрович был капитаном баскетбольной команды института, а также всерьез занимался плаванием. Однажды на тренировке я с ним и познакомилась, попав ему нечаянно в голову мячом. После этого случая он стал меня замечать и здороваться. К занятиям я готовилась в читальном зале, и он оказывался как бы случайно в это время там же. Затем он предложил не проводить, заметьте, а просто пройти со мной до дома. Вот таким стеснительным он был. И, представьте себе, три с половиной года вот так и проходили мы. Институт он окончил на год раньше меня и был направлен на работу в Калмыкию. Весь мой выпуск решили оставить в области, а наша дружба уже переросла в любовь, и друг без друга жизни мы не мыслили. Любовь была необыкновенная! Да и бывает ли она обыкновенной? Мне, кстати, предлагали остаться на кафедре физики и готовить диссертацию. Однако этому не суждено было сбыться. Все мысли были о нем, о направлении на работу к нему, в Калмыкию. Для получения направления надо было зарегистрировать брак. Дело было в начале января, на зимних каникулах Евгения Петровича. Пошли в ЗАГС, и вновь обидная накладка: жених забыл свой паспорт в Калмыкии. Женя дает телеграмму в поселок Цаган-Аман, чтобы срочно выслали паспорт. Только девятого января он его получил. И мы в тот же день расписались. Вот так я стала женой Евгения Петровича и получила направление на работу в Калмыкию.

Уроки Горской Галины Ивановны по Липецкому опыту преподавания Нина Тихоновна усвоила хорошо и успешно использовала их в своей работе. Когда она впервые применила его в Калмыкии, то завуч школы Михаил Иванович Игнатенко указал на несоответствие общепринятой форме урока и сделал ей на этот счет замечание. Помог случай. В школу приехал заместитель министра образования республики Михаил Манджиевич Чиряев и вместе с завучем пришел на урок физики.

- Провела я его, - говорит Нина Тихоновна, - так, как меня учили. Без вводной части, оргмомента и прочих традиционных этапов, а сразу, можно сказать, с порога включилась в работу. И так на одном, на другом уроке. Три урока посетил у меня заместитель министра. А потом подходит ко мне и говорит: «Вот он, липецкий опыт-то, в чистом виде. Да если бы так работали все наши учителя, мы бы имели совсем другие результаты».

О том, какой след оставили после себя в Калмыкии Тишаниновы, с большой любовью и благодарностью вспоминает один из их учеников Василий Давыдов.

В газете «Авангард» Юстинского района Калмыкии напечатана статья «Навсегда мы им благодарны» (10 февраля 1998 года), где Василий пишет: «Среди моих педагогов хотелось бы выделить учителей физики и математики Тишаниновых Нину Тихоновну и Евгения Петровича. При них наша школа была лучшей из всех школ республики, большинство призовых мест на олимпиадах по физике и математике занимали цаганаманцы. В 1967 году почти все призовые места по этим предметам в республике  были заняты нашими школьниками. Успешно выступали наши ученики и на Всесоюзных олимпиадах. Спортивные команды района постоянно выезжали на республиканские соревнования. Рекорды, установленные в те годы Ниной Тихоновной в метании копья и диска, толкания ядра, до сих пор не побиты».

В 1967 году супруги Тишаниновы переехали на свою родину, в Липецкую область, но и спустя почти полвека их ученики помнят, пишут, звонят своим любимым учителям. В 1996 году выпускники 1966 года пригласили их на 30-летний юбилей выпуска.

… Приехав в Липецк, Тишаниновы получили направление на работу в Талицкую среднюю школу Добринского района. Несколько лет Нина Тихоновна работала учителем физики, а затем и завучем школы. Школа была на хорошем счету не только в районе, но и в области. В одном из выпускных классов оказалось сразу девять золотых медалистов – редкий результат для сельской школы!

Вот как о ней отзывается учитель словесности Талицкой школы Леонтьева Галина Григорьевна: «Нина Тихоновна стала кумиром и властителем душ многих талицких учеников. Удивительный человек – Учитель Нина Тихоновна. Но она не просто Учитель, а учитель учителей – завуч. В историю школы она вписала и эту замечательную страницу. Завучи – это героически трудолюбивые люди. Нина Тихоновна как завуч снискала всеобщее уважение учителей прекрасным знанием предмета, высокой требовательностью и упорством. Беззаветно увлеченная школой и детьми, сама горит и других зажигает!» - такую характеристику дали ей коллеги в далеких 1967-1981 гг. (газета «Добринские вести» от 16 октября 2008 г.).

Девиз: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться…» - стал руководством к действию на всю жизнь.

Ученики разных лет с благодарностью вспоминают Нину Тихоновну. Ее примеру «сеять разумное, доброе, вечное» последовали десятки учеников. Среди них есть и Черникова (Подолина) Ольга Алексеевна – самая яркая, самая талантливая. Ольга Черникова работает учителем физики в электростальской городской школе № 13. В 2006 году стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках нацпроекта «Образование». Руководит городским методическим объединением учителей физики. Она – автор многих методических работ, которые опубликованы на страницах газеты «Физика» и вышли отдельными брошюрами в издательском доме «Первое сентября».

- Профессию учителя я выбрала благодаря своей любимой учительнице физики Нине Тихоновне Тишаниновой. Она привила мне настоящий интерес к науке, научила любить преподавательское ремесло. Я часто езжу к ней в гости, чтобы рассказать о себе, посоветоваться как ученица и как друг, - рассказывает в интервью корреспонденту газеты «Молва» Ольга Алексеевна.

Работая заместителем директора школы по учебной работе, завучем, как принято кратко величать эту ответственную должность, Нина Тихоновна часто замещала директора и досконально изучила всю школьную жизнь, функции администрации, и назначение на должность заведующего роно в 1981 году не было неожиданностью для многих ее коллег. Сама же Нина Тихоновна по этому поводу сказала так: «Если бы я не работала завучем при директорстве Николая Ивановича Красникова, то предложение возглавить роно я, возможно, и не приняла. Его опыт работы, стиль руководства, умение доверять, не навязчивая, а товарищеская помощь очень здорово пригодились мне в дальнейшей работе. Высочайший профессионализм, подлинная интеллигентность Николая Ивановича были для нас эталоном. А уж как он писал приказы, различные документы – позавидовали бы и министерские работники».

В восьмидесятые годы прошлого века в районе каждый год вступали в эксплуатацию одна, а то и две новые школы, шел бурный процесс обновления материально-технической базы школ. Много проблем появилось у Нины Тихоновны в связи с экспериментом по обучению детей с шестилетнего возраста, с которыми она успешно справилась. Заведующему роно, кроме вопросов чисто педагогических, надо было разбираться в строительстве, газификации и, что совсем немаловажно, уметь найти подход к руководителям любого ранга для решения нужной задачи. В начале девяностых в районе началась массовая газификация, и в первую очередь газифицировались школы и детские сады. И вновь приходилось быть инженером и дипломатом. При наличии материалов и специалистов катастрофически не хватало средств. Их не было даже на заработную плату учителям, техническим работникам, поэтому приходилось обращаться к областному руководству за помощью.

Для успешной работы, как известно, нужны единомышленники, команда. Она была у Нины Тихоновны. В отдел пришли инициативные, творческие педагоги: З.Т. Кочергина, В.И. Дедяева, Р.А. Басова, Н.И. Муравьев и другие. Под ее руководством они стали настоящими профессионалами, способными достойно представлять работу отдела на любом уровне.

Вот как отзывается о Нине Тихоновне глава администрации области Олег Петрович Королев, работавший в конце 80-х первым секретарем райкома КПСС: «В Добринке большим помощником мне стала профессиональный педагог, заведующая районным отделом народного образования Тишанинова Нина Тихоновна. Высокая, статная, умная женщина, она помогала мне преодолевать излишнюю самоуверенность, горячность, требовательность. Я до сих пор благодарен ей за уроки дипломатии, уроки взвешенного, доброго отношения к окружающим» («Липецкая газета» 22 февраля 2012 г.).

… За беседой незаметно пролетели пять часов. В конце нашей встречи я не мог не спросить Нину Тихоновну о детях.

Учительские семьи – явление особое, исключительное. Им приходится работать, жить на два дома. А душевного тепла, заботы, чуткости, богатства знаний должно хватать не  только на учеников, но и на своих собственных детей. У Тишаниновых две дочери. Старшая дочь, Светлана, окончила школу с золотой медалью и поступила в Московский институт имени Губкина. Несколько лет назад она окончила Ростовскую финансово-экономическую академию. Работает в налоговой инспекции города Абинска Краснодарского края. Младшая, Ольга, также окончила школу с золотой медалью и пошла по стопам родителей. Она окончила Липецкий педагогический институт (с красным дипломом) и преподает математику в лицее № 44 г. Липецка. Ольга – победитель городского конкурса «Учитель года-2011», вошла в пятерку призеров областного конкурса.

Если В.В. Маяковский в известной поэме искал ярчайший день в своей тридцатилетней жизни, то Нине Тихоновне еще рано подводить итоги, так как она продолжает активно жить, быть в гуще событий и старается сама принимать в них участие, быть полезной людям. Ей и не надо искать ярчайший день своей жизни: у нее вся жизнь яркая!

 В заключение хочу поздравить Нину Тихоновну с предстоящим юбилеем и пожелать здоровья, благополучия, любви окружающих людей, радости жизни и интереса к ней!


Назад



нет комментариев

Добавить комментарий




captcha

Включить версию для bbbbbbbbbbслабовидящих