О праве муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу

05 АПРЕЛЯ 2024

О праве муниципального служащего выполнять иную оплачиваемую работу


В Правительство Липецкой области часто обращаются с вопросами, касающимися намерений муниципальных служащих выполнять иную оплачиваемую работу. Так как осуществление данного вида деятельности связано с определенными нюансами, на которые необходимо обратить внимание, мы решили более подробно осветить эту тему, что бы исключить наступление возможных негативных последствий, ведь в данной области действует соответствующий контроль в целях обеспечения непредвзятости и профессионализма муниципального служащего при исполнении должностных обязанностей.
Право муниципального служащего (за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту) выполнять иную оплачиваемую работу (по совместительству) установлено частью 2 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №25-ФЗ) и может быть реализовано только при соблюдении ряда обязательных условий, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Прежде всего, иная оплачиваемая работа выполняется с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя).
Необходимо учитывать, что предварительное письменное уведомление о намерении выполнять иную оплачиваемую работу муниципальным служащим направляется в адрес представителя нанимателя до начала осуществления трудовой деятельности по совместительству. Рекомендуем подавать указанное уведомление в том порядке, который принят в муниципальном образовании.
По желанию муниципальный служащий имеет право осуществлять иную оплачиваемую деятельность в соответствии с трудовым (гражданско-правовым и т.п.) договором о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство) (статья 60.1 ТК РФ).
Какие-либо особенности, учитывающие вид иной оплачиваемой работы, законодательство не устанавливает. Предполагается, что иная оплачиваемая работа – это любая деятельность не по основному месту работы, которая приносит муниципальному служащему доход.
К иной оплачиваемой работе не относится работа на другой должности муниципальной службы, например, в период исполнения обязанностей временно отсутствующего муниципального служащего.
К обязательным условиям выполнения иной оплачиваемой работы относится исключение возможности возникновения конфликта интересов. Муниципальный служащий не должен приступать к выполнению иной оплачиваемой работы, если это может повлечь конфликт интересов. В период выполнения иной оплачиваемой работы при наличии оснований муниципальный служащий обязан уведомить в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта (пункт 11 статьи 12 Федерального закона № 25-ФЗ). При необходимости рекомендуем осуществлять процедуру уведомления (о конфликте интересов) в том порядке, который принят в муниципальном образовании.
Также важными условиями выполнения иной оплачиваемой работы являются следование муниципальным служащим требованиям к служебному поведению, установленным статьей 14.2 Федерального закона № 25-ФЗ, и  соблюдение им ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, перечисленных в статьях 13 и 14 Федерального закона № 25-ФЗ.
Так, муниципальному служащему запрещено замещать одновременно должность муниципальной службы и выборные должности, а также должности государственной службы. Запрещено участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией. Установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Запрещено быть поверенным или представителем по делам третьих лиц. Также запрещено входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений. Запрещено заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет иностранных источников.
В коммерческой организации выполнять иную оплачиваемую работу муниципальному служащему не запрещено, но при этом муниципальный служащий не вправе входить в органы управления коммерческой организации.
Дополнительно хотелось бы отметить, что муниципальный служащий может зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД) (т.е. получить статус т.н. «самозанятого»), исключительно в целях налогообложения доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений. То есть муниципальному служащему можно официально сдавать жилище в аренду, получать прибыль, с которой муниципальный служащий обязан платить налог (пп. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»; письмо Минтруда России от 19 апреля 2021 г. № 28-6/10/В-4623).
Полученный при осуществлении иной оплачиваемой работы доход (в том числе доход, полученный от органов и организаций, в интересах которых служащий исполнял обязанности члена избирательной комиссии, доход от сдачи недвижимости в аренду) муниципальный служащий в обязательном порядке должен отразить при заполнении справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (доход указывается в строке 6 раздела I «иные доходы», там же отражается  краткое наименование организации (Ф.И.О. лица) от которой (которого) получен доход).
Следует разграничивать должности муниципальной службы и муниципальные должности. Так, лица, замещающие муниципальные должности муниципальных образований области, а именно главы муниципальных образований и депутаты, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, то есть за заработную плату, на законных основаниях могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая относится к преподавательской, научной и иной творческой (перечень исчерпывающий), если данная деятельность не финансируется исключительно за счет средств иностранных государств и иностранных граждан.
Главы местной администрации по контракту являются муниципальными служащими, но данные лица  на законных основаниях могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, которая относится только к преподавательской, научной и иной творческой (перечень исчерпывающий), если данная деятельность не финансируется исключительно за счет средств иностранных государств и иностранных граждан.
Надеемся, что представленная информация будет полезной для всех муниципальных служащих, выполняющих иную оплачиваемую работу и (или) планирующих данную деятельность.
 
                                                                Отдел по профилактике коррупционных
                                                                и иных правонарушений Правительства
                                                                Липецкой области
 

Назад



нет комментариев

Добавить комментарий




captcha

Включить версию для bbbbbbbbbbслабовидящих